История

насайт

Здание базы было построено в 1774 году и в исторических документах значится как «Караулка на 32 версте канала имени Петра I», ныне Староладожского канала. Аналогичные здания в то время были построены и в Назии, Кобоне, Сумском и служили для размещения охраны, так как Петровский канал был приравнен в 18 веке к военным стратегическим объектам. Строительство канала началось в 1719 году при Петре I, а открыт он был Анной Иоанновной 19 марта 1731 года и имел 117–километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева.

На строительстве канала работали более 60 тысяч человек. Староладожский канал стал третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой петровской эпохи. Все водные сообщения по каналу осуществлялись с помощью конной тяги, редко – с помощью бурлаков. Лошади шли по береговым булыжным дорогам – бечевниками. В ХVIII – XIX веках по каналу ходили трешкоты – специальная плоскодонная лодка для перевозки пассажиров и грузов длиной 12 метров, с высокими поручнями вдоль бортов. На протяжении трассы канала было построено 13 водоспусков которые служили для поддержания уровня воды в канале выше ладожского на 2,1 метра. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в Ладожском озере. Канал запирался шлюзами у его выходов в Волхов и Неву. Некоторые водоспуски построенные из гранита сохранились и по сегодняшний день.

В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим пропуском судов, барж и плотов. В главном управлении Путей сообщения был учреждён «Комитет устройства нового Ладожского канала». Эту магистраль соорудили всего за 5 лет (с 1861 по 1866 год) силами артелей землекопов-белорусов и крестьян из центральных губерний России. В отличии от Староладожского этот канал привязан к уровню Ладожского озера и соединен с ним протоками. Этот канал проходит в 700 метрах от территории базы «Белые озерки», ближайшие протоки для выхода в Ладожское озеро: деревня Черное в 5 км и деревня Лигово в 12 км.

Староладожский канал служил Петербургу 210 лет , прежде чем его в 1962 году сняли с баланса.

В наши дни Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал Императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженерный объект, но и как часть отечественного историко-культурного наследия. Деревни по берегам ладожских каналов интересны для поклонников экзотических глухоманей, заядлых рыболовов, любителей истории петербургских окрестностей, краеведов, этнографов.

Есть стихотворение «На старом Ладожском канале» Жилкина Владимира Александровича:

Здесь спит история. Забвеньем поросло,
Что эти берега когда-то оживляло.
Петровский руль, петровское весло
Здесь поработали немало.

Немало было здесь событий роковых,
Как мало ты, Россия отдыхала:
Удар, ещё удар, удар под дых,
Но душу, ты свою, Россия, отстояла.

Здесь спит история, до времени, до дня,
Когда лицо Земли преобразится,
Но всё волнует прошлое меня,
Оно смеётся, плачет и грозится.

Меня в историю сегодня занесло,
И память смутная по берегам гуляет.
Какой сегодня день? И месяц? И число?
Куда плывет Земля? И кто ею управляет?